Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

02.03.2008 Ломоватка – Талицы. Вагоны от Деда Мороза

С незапамятных времён в среде любителей железных дорог было известно, что на станции Ломоватка Северной железной дороги находятся старинные узкоколейные вагоны. Они были хорошо видны из проходящих поездов. К сожалению, никто не удосужился выяснить подробности.

Пассажирский вагон Коломенского завода на станции Ломоватка.

Фото С. Дорожкова. 2004 год.

В августе 2004 года Переславский железнодорожный музей совместно с вагоном-музеем Северной железной дороги совершил экспедицию на север России с целью исследования узкоколейных железных дорог вдоль линии Вологда – Воркута. На станции Ломоватка действительно обнаружились два дореволюционных узкоколейных вагона – пассажирский и цистерна. На раме пассажирского вагона уцелела заводская табличка, из которой следовало, что он построен в Коломне в 1903 году.

Заводская табличка пассажирского вагона.

Фото С. Дорожкова. 2004 год.

Идентифицировать цистерну сразу не удалось. Позднее выяснилось, что оба вагона были переданы с узкоколейки Тула – Лихвин бывшего Московского Общества подъездных путей. Пассажирский вагон II/III класса числился там под номером 5. Цистерна была построена Коломенским заводом в 1907 году, принадлежала АО «Мазут» и служила для перевозки керосина.

Цистерна АО «Мазут».

Фото С. Дорожкова. 2004 год.

Несомненно, оба вагона представляли огромный интерес для нашего музея. Руководство леспромхоза, которому принадлежала узкоколейка, не возражало против передачи вагонов в музей, но выяснилось, что вывезти вагоны из Ломоватки очень сложно. Как показал предварительный расчёт, стоимость перевозки вагонов по железной дороге была непомерно высока. Обращение к руководству Северной железной дороги с просьбой о содействии не дало положительного результата. Стало ясно, что придётся искать другие варианты.

Посёлок Ломоватка находится на севере Вологодской области, непосредственно на железнодорожной линии Коноша – Котлас, но, практически, недоступен другими видами транспорта. Изучение карт и консультации с руководством леспромхоза показали, что попасть в Ломоватку на автомобиле возможно двумя путями: с шоссе Вологда – Великий Устюг через паром или ледовую переправу в Копылово, преодолев 80 км разбитой бетонки, либо по лесовозным зимникам. К сожалению, оба варианта мало пригодны для большегрузного транспорта, необходимого для перевозки подобных вагонов.

По иронии судьбы, до железной дороги всего 50 метров, но воспользоваться ею невозможно.

Фото С. Дорожкова.

В дополнение оказалось, что посёлок Ломоватка имеет самый длинный в мире железнодорожный переезд, протяжённостью 18 км. Чтобы добраться на автомашине на другую сторону посёлка, приходится ехать вдоль железной дороги до ближайшего моста через реку, пересекать под ним железную дорогу и возвращаться обратно. Но и этот путь доступен лишь зимой, когда замерзают болота, или в очень сухое лето.

Заняться вывозом вагонов в 2004 году не удалось, поскольку отчаянные попытки сохранить пассажирское движение на участке Купанское – Переславль в 2002–2003 годах отняли необходимые для проведения экспедиций силы и средства. Только в 2007 году музей, наконец, смог вернуться к реализации проекта «Ломоватка».

Летом 2007 года сотрудники музея отправились в Ломоватку на автомобиле, чтобы убедиться в том, на месте ли вагоны, и выбрать путь подъезда. Цистерна стояла на месте, а пассажирский вагон был передвинут волоком на несколько сотен метров. Деревянные части вагона оказались сильно повреждены. Детальный осмотр показал, что ветхий кузов вагона неоднократно подвергался кустарному ремонту и утратил многие оригинальные детали. Таким образом, интерес представляли лишь металлическая рама и ходовые части. Тянуть с вывозом вагонов дальше было нельзя, и мы приняли решение вывозить их ближайшей зимой.

Ветхий кузов вагона вот-вот сложится под тяжестью снега.

Фото Д. Сутягина.

Проекты подобной сложности требуют больших затрат. Благодаря участию учредителей и друзей музея достаточно быстро удалось собрать необходимую сумму. Сложнее оказалось найти подходящую машину с полуприцепом. Рама пассажирского вагона имеет длину около 12 метров. Как правило, полуприцепы такой длины водят тягачи иностранного производства, геометрическая проходимость которых не позволяет работать на плохих дорогах. Поэтому многочисленные предложения Вольво и Мерседесов сразу отметались. В итоге, удалось найти МАЗ с 14-метровым полуприцепом.

Экспедиция стартовала 26 февраля 2008 года и менее, чем через сутки прибыла в Великий Устюг. Последний участок до Ломоватки оказался самым сложным. Вождение длинномерного грузовика по зимнику сравнимо с ездой на велосипеде по рельсу. Скользкая дорога изобиловала крутыми поворотами, затяжными спусками и подъёмами. Преодолевать такие препятствия иногда удавалось не с первой попытки. Временами приходилось подолгу ждать посторонней помощи. На сто километров пути нам потребовалось более 10 часов.

Для преодоления этого подъёма пришлось вручную засыпать песком более ста метров дороги.

Фото С. Дорожкова.

«Строительство дороги».

Фото С. Дорожкова.

Цистерна и тележки пассажирского вагона, разбросанные по территории, были погребены под полутораметровым слоем снега. По фотографиям, сделанным ещё летом, нам удалось быстро определить их местонахождение. Для их извлечения на поверхность пришлось задействовать тяжёлую технику и ручной труд.

«Кировец» расчищает подходы к цистерне.

Фото С. Дорожкова.

Отдельные части пришлось искать в сугробах.

Фото С. Дорожкова.

Тележка пассажирского вагона выкопана из-под снега.

Фото С. Дорожкова.

Цистерна откопана и готова к подъёму.

Фото С. Дорожкова.

Благодаря поддержке руководства леспромхоза и чёткой, слаженной работе водителей, трактористов и крановщиков, подготовка вагонов к перевозке и их погрузка прошли без приключений.

Готовые к погрузке детали вагонов.

Фото Д. Сутягина.

Погрузка котла цистерны.

Фото С. Дорожкова.

Чтобы избежать сложностей на обратном пути по зимнику, директор леспромхоза выделил нам для сопровождения трактор «Кировец». Благодаря этому, к полуночи экспедиция вернулась в Великий Устюг.

«Кировец» – отличный помощник для езды по зимнику.

Фото С. Дорожкова.

Полуночный зимник.

Фото С. Дорожкова.

Обратная дорога заняла чуть более суток.

Экспедиционный конвой по дороге домой.

Фото С. Дорожкова.

Ночь. Ярославль. Зелёный…

Фото С. Дорожкова.

Почти дома.

Фото С. Дорожкова.

Утром 2 марта новые экспонаты были разгружены на территории музея.

Разгрузка в музее.

Фото С. Дорожкова.


    Музей выражает благодарность за неоценимую помощь в организации и проведении экспедиции:
  • Генеральному директору ООО «Ломоватка-Лес» Виктору Николаевичу Коськову,
  • Начальнику лесопункта Владимиру Анатольевичу Копылову,
  • Руководителю автопредприятия Андрею Шарифовичу Абдуллаеву,
  • Руководству автобазы № 6: Виктору Васильевичу Красавцеву, Василию Васильевичу Марчуку, Надежде Витальевне Мокеевой,
  • Директору УМСР Михаилу Васильевичу Трофимчуку,
  • Директору вагона-музея СевЖД Алексею Николаевичу Кузнецову.

Особую благодарность мы выражаем водителю Сергею Рафиковичу Антонову за проявленное мастерство, высокий профессионализм и дружескую поддержку.

 

Последние новости
Опубликован рассказ Приключения вагонеток

Опубликован рассказ Следы невиданных зверей

Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также
Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus