Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

13.09.2006 Завершена реставрация бронеавтомобиля ФАИ-М

В самом конце 1920-х годов в СССР началась разработка лёгких пулемётных бронеавтомобилей, призванных занять нишу разведывательных машин. Результатом одного из направлений работ в этой области стало развёртывание в 1933 году на Ижорском заводе в Ленинграде серийного выпуска бронеавтомобиля ФАИ. Основой для него послужило шасси легкового автомобиля Форд-А. (Отсюда и происхождение названия ФАИ – «Форд-А Ижорский».) Впоследствии производство бронеавтомобиля ФАИ было передано на Выксунский завод дробильно-размолоточного оборудования в Горьковской области, а основой для него стало уже шасси автомобиля ГАЗ-А – лицензионной копии Форда.

Бронеавтомобили ФАИ.

1930-е годы

Фото предоставлено «Бронесайтом».

Из-за весьма слабого мотора и слишком тяжёлого для этого шасси бронекузова машина получилась мало пригодной к эксплуатации в боевых условиях. Уже в 1936 году она была снята с производства, а на смену ей пришёл новый бронеавтомобиль БА-20 на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. (Тем более, что ГАЗ-А, служивший основой для ФАИ, к тому времени тоже был уже снят с производства.) Всего за это время было выпущено не менее 676 бронеавтомобилей ФАИ, что сделало эту модель второй по массововсти в Р.К.К.А. перед началом Великой Отечественной войны.

К 1938–1939 годам шасси большей части бронеавтомобилей ФАИ пришли в негодность из-за работы с постоянной перегрузкой, так как полная масса этих машин (более 2 тонн) почти в полтора раза превышала аналогичный показатель Форда-А. В то же время промышленных мощностей СССР не хватало для того, чтобы быстро перевооружить Р.К.К.А. При этом бронекузова ФАИ оставались ещё во вполне исправном состоянии. Учитывая это, вполне разумным решением выглядела перестановка с минимальной переделкой старых бронекузовов на новые шасси. Основой для такой модернизации, естественно, было выбрано шасси ГАЗ-М1. Поскольку оно было заметно длиннее ГАЗ-А, позади кузова пришлось добавить небольшой «хвост», под которым разместился дополнительный бензобак.

Бронеавтомобиль ФАИ-М на испытаниях в Кубинке.

Ноябрь 1938 – январь 1939 г.

Фото предоставлено «Бронесайтом».

К началу Великой Отечественной войны Красная армия имела в своём распоряжении не менее 376 бронеавтомобилей ФАИ и ФАИ-М. Использование на ФАИ-М более мощного мотора, конечно же, улучшило динамические качества бронеавтомобиля. Теперь он смог разгоняться до 80 км/ч на шоссе, но всё равно оставлял желать лучшего. Тяжёлая машина на шасси легкового автомобиля, рассчитанного на движение по дорогам с улучшенным покрытием, практически не могла ездить по бездорожью. Из-за этого многие ФАИ-М просто не смогли доехать до поля боя и были брошены по дороге. Остальным броневикам повезло не больше. Машины высотой более двух метров стали прекрасной мишенью для врага, а их весьма слабая броня не могла противостоять пулям, выпущенным из весьма совершенного стрелкового оружия немецкой армии. Большая часть бронеавтомобилей ФАИ-М закончила своё существование уже в первые месяцы войны, хотя отдельные машины и прослужили до 1943 года.

Кузов бронеавтомобиля ФАИ-М в лесу под Новгородом.

1992 год.

Фото из коллекции А. Румянцева

Вероятно, такая же участь постигла и наш ФАИ-М. Он был найден осенью 1992 года в лесу под Новгородом. Бронекузов в нескольких местах был прострелен, двигатель и ходовая часть отсутствовала. Вскоре находку перевезли в Москву, и началось её восстановление силами военно-исторического клуба Р.К.К.А. Прогнившую раму использовать для дальнейшей эксплуатации оказалось невозможно, пришлось взять раму от другой «Эмки». В 1995 году время броневик был поставлен на ход и стал участвовать в различных военно-исторических мероприятиях и выставках. Помимо этого, он использовался и как «фотомодель» для съёмок на улицах Москвы.

Бронеавтомобиль ФАИ-М на выставке «Автоэкзотика» в Москве.

1998 год.

Фото из коллекции А. Румянцева.

В 1998 году машина была сожжена неизвестными вандалами. А после этого, для обеспечения сохранности, перевезена на территорию Переславского железнодорожного музея. В последующие годы коллектив музея неоднократно предпринимал попытки начать реставрацию бронеавтомобиля. Сперва мы попытались отжечь бронекузов, который при тушении пожара закалился и стал очень твёрдым и хрупким. Это не дало практически никаких результатов. Пришлось снова отложить эту работу до лучших времён. Несколько лет машина простояла под брезентом в разобранном состоянии. Многие посетители музея даже не догадывались о её существовании.

Полуразобранный кузов бронеавтомобиля ФАИ-М в цехе.

Август 2006 года.

Фото Д. Сутягина

В этом году мы всерьёз решили довести начатое дело до конца. Был проведён капитальный ремонт ходовой части и двигателя, с тем, чтобы после окончания реставрации бронеавтомобиль мог уверенно двигаться своим ходом. Настал черёд бронекузова.

Первая «примерка» бронекузова, подвешенного на кран-балке.

Август 2006 года.

Фото Д. Сутягина

Немало хлопот доставила нам кривизна бронекузова. И трудно было даже понять, то ли он был кривым «от рождения», то ли деформировался за несколько десятилетий лежания на боку в новгородских лесах, то ли так сильно пострадал от пожара. Так или иначе, нам очень долго пришлось подгонять его для нормальной установки на шасси, а отдельные элементы кузова друг к другу. Ещё одной сложностью была реставрация крыльев. К сожалению, в нашем распоряжении не было запасного комплекта крыльев в хорошем состоянии. На основе того, что было, нам пришлось изготавливать их, фактически, заново. Но даже самый придирчивый знаток не с первого взгляда заметит отличие их от заводских. Объём работы был таков, что иногда ремонтной бригаде приходилось трудиться допоздна, дабы уложиться в запланированные сроки.

Бронеавтомобиль в завершающей стадии ремонта.

Сентябрь 2006 года.

Фото И. Волчкова

Последним штрихом стали оригинальные фары от Форд-А. Они кардинально изменили облик нашего бронеавтомобиля, сделав его вполне законченным и гармоничным.

Полностью восстановленный бронеавтомобиль ФАИ-М на территории музея.

Октябрь 2006 года.

Фото Д. Сутягина

Так коллекция нашего музея пополнилась ещё одним экспонатом, которым мы по праву можем гордиться, ведь на сегодняшний день это – единственный полностью восстановленный бронеавтомобиль ФАИ-М на территории бывшего СССР. Да ещё и в рабочем состоянии!

Уже через несколько дней после окончания реставрационных работ наш ФАИ-М принял «боевое крещение» в «новой жизни», снявшись в очередном фильме про войну.

 

Последние новости
Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также



 
Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus