Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

1–7.09.2005 Шестая выставка Олдтаймер-галерея

1–7 сентября 2005 года в Москве в выставочном комплексе «Крокус Экспо» прошла очередная выставка «Олдтаймер галерея Ильи Сорокина» – шестая для Ильи Сорокина, и вторая для нас.

Казалось бы, что общего у железнодорожного музея и выставки автомотостарины? Но это лишь на первый, непосвящённый взгляд. А на самом деле связь есть и очень тесная. В первой половине XX века не было, пожалуй, ни одной крупной автодороги, построенной без применения узкоколейных железных дорог. Огромное количество грунта в основание дороги подвозилось по рельсам: ручными вагонетками, которые толкали рабочие или специальными вагонами-самосвалами, которые водили за собой малюсенькие паровозики. И только потом, по уже построенной насыпи, могли проехать грузовики со строительными материалами. И куда бы поехала вся эта нынешняя автомотостарина (тогда ещё – новейшее достижение науки и техники), не будь хороших дорог?

Решено! Мы попытаемся рассказать посетителям выставки, как в 1930–1940-е годы строились автодороги. И не просто рассказать, а показать!


«Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведёт крещёный мир
На каждой станции трактир.»

А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»,
1823–1831 год

Эти строки классика стали эпиграфом к нашей экспозиции. Каждый из нас проходил их в школе, но зачастую именно «проходил»… А ведь если вчитаться в них – как много параллелей и аналогий можно провести. Посмотрите: вот лишь несколько фотографий и цитат из книг 1930–1940-х годов.

Бездорожье.

Фото 1920-х годов из коллекции С. Дорожкова

«Царская Россия всегда была страной редкостного, можно сказать – «классического» бездорожья.»

Идёт строительство новых дорог.

Фото 1930-х годов из коллекции С. Дорожкова

«Исторический XVIII съезд ВКП(б) дал задание на третью пятилетку: построить и реконструировать 210 тысяч километров дорог, решительно увеличив удельный вес усовершенствованных гудронированных, асфальто-бетонных и бетонных дорог.»

Построены новые шоссейные дороги.

Фото 1940-х годов из коллекции клуба Р.К.К.А.

«В числе других автомобильных магистралей сейчас создаётся трасса из Центра в Крым. Через каждые сто километров встанут на ней бензозаправочные станции, через каждые триста километров будут построены гостиницы. Москвичи, ленинградцы, харьковчане на своих автомашинах смогут ездить к южному морю.»

Читая эти слова, вы невольно улыбнулись, не правда ли? Как наивно звучат одни из них, и какими непоколебимо вечными выглядят другие. Прошло столько лет… Мы умиляемся восторженному восхищению тем, что стало для нас обыденностью. И одновременно мы ловим себя на мысли, что за прошедшие полтора века «дураки и дороги» так и остались главными бедами в нашей стране.

Но это всё эмоции! А попытайтесь-ка вспомнить, как выглядит уже упомянутая нами вагонетка, что применялась на строительстве дороги. Не получается? Тогда просто взгляните на наш стенд.

Наш выставочный стенд почти готов к открытию.

Фото Д. Сутягина

Привезти в Москву паровоз нам оказалось не под силу, поэтому мы решили ограничиться коротким звеном временного рельсового пути и коечной вагонеткой. А для оживления стенда – добавить манекен рабочего Эдика и агитационный плакат. (Ну куда ж в 1930-е годы без агитки то?!)

И, кажется, мы достигли своей цели. В течение всей недели, что шла выставка, наш стенд не оставался без внимания. Возле него останавливались даже те, кто ещё секунду назад решительным шагом собирался прямо от входа пройти к другим стендам, на которых красовались лакированные лимузины, ландо и купе…

Значит не зря мы согласились участвовать в этой выставке!

Дмитрий Сутягин

 

Последние новости
Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также


Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus