Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

07.2005 В вагонном парке пополнение

В июле музейная коллекция пополнилась ещё одним экспонатом. Им стал пассажирский вагон из посёлка Бакшеево Московской области, построенный в 1930-е годы.

В Бакшеево вагон «работал» сараем.

Фото Вадима Миронова

Довоенный период нашей истории по ряду причин не отличается предельной прозрачностью фактов и цифр. Наша тематика тоже не изобилует большим количеством информации за этот непростой промежуток времени. Несмотря на её скудность, можно сделать вывод, что работа продолжалась, узкоколейная техника развивалась и была востребована. Тем интересней любой найденный факт событий тех лет.

Итак, пассажирский вагон, каких раньше было немало на обширных узкоколейных путях Шатурской ГРЭС, что даже нам встретилось несколько подобных экземпляров. Что это? «Самопал» Шатурских мастерских или что-то другое? Кстати сказать, мастерские эти были далеко не сараем, а мощным предприятием, способным не только производить ремонт, но и выпускать новый подвижной состав для нужд дороги.

Мощной «рукой» крана вагон был поднят над землёй.

Фото Вадима Миронова

Да, скорее всего, мастерские могли иметь отношение к этим вагонам, но только проводя их ремонт. Детальный осмотр вагонов обнаруживал ряд элементов и технологий, которые неминуемо были бы упрощены при кустарном производстве и выдавали породистость вагона и, как следствие, серьёзного производителя.

Коломенский завод выпускал подобные вагоны. Фотографии и чертежи донесли до нас внешний вид пассажирских вагонов построенных для «Азнефти», но размеры нашего вагона были несколько иными.

При подготовке вагона к отправке, вскрыв пол и окопав его по периметру (он, как обычно, врос в землю), выяснили, что он имеет сварную раму! Вот те на! Даже немного расстроились, утешая себя тем, что Коломенский завод научился пользоваться электросваркой уже в конце двадцатых, а в 1932-м сварил свой первый паровозный котёл. Что ему стоило тогда сварить раму вагона!

На нашем любимом КамАЗе вагон поехал в свой новый дом.

Фото Вадима Миронова

Чуть позже, когда кран вырвал вагон из земли, нас ждала награда. Это были шпренгели – такие металлические конструкции, приклепанные к раме снизу, и защищающие её от искривления. Шпренгели являлись характерным элементом старых пассажирских вагонов с удлинённой лёгкой рамой.

Таким образом, мы, вероятнее всего, имеем дело с одним из типов пассажирских вагонов, выпускавшихся в ограниченном количестве Коломенским заводом (более современным, нежели для «Азнефти»).

Вагон на Шатурской узкоколейке носил № 164, проходил ремонт, в ходе которого с его торцов появились усилители в виде приклёпанных к раме швеллеров и новая (довольно грубая) металлическая обшивка кузова.

Вагон прибыл в музей.

Фото Вадима Миронова

Вагон имел два тамбура (один сохранился), сидения вдоль стен (как в метро) и багажные полки над ними (одна есть), откидные переходные мостики и ручной тормоз. Специальные отверстия в раме и трубки служили для удобства смазки (кто их смазывал в последние десятилетия?) шкворней тележек. А в остальном всё, как обычно, стены трухлявые, пола почти нет.

Что касается погрузки и транспортировки, то они прошли организованно, с единственным непредвиденным осложнением, связанным с негабаритностью груза (из-за шпренгелей вагон пришлось ставить на шпалы). Следствием этого стали приставания ГАИшников и проверка на прочность рекламного щита, опрометчиво закреплённого на столбе со стороны проезжей части.

Вагон был разгружен в музее уже при свете прожектора. На следующий день он был установлен на поясные тележки и занял своё место в экспозиции.

Вадим Миронов

 

Последние новости
Опубликован рассказ Приключения вагонеток

Опубликован рассказ Следы невиданных зверей

Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также


Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus