Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

27–29.10.2003 Коллекция музея пополнилась сразу тремя экспонатами

Круглый год Переславский железнодорожный музей не прекращает поиск старинных машин и механизмов, достойных занять место в коллекции музея. Помогают в этом и посетители музея, рассказывающие о найденных ими заброшенных железяках. Но, к сожалению, порой эти сведения бывают не совсем точны, и нуждаются в серьёзной проверке. Так случилось и в этот раз. Любители узкоколейных железных дорог, неоднократно посещавшие узкоколейку Мугреевского торфопредприятия Ивановской области, в один голос утверждали, будто ничего интересного там не осталось. Но чутьё музейщика заставляло в этом усомниться, внутренний голос уверенно твердил: «Там непременно должно быть что-то интересное!»

Найденный снегоочиститель.

Фото Вадима Миронова

Этим летом сотрудники музея добрались и до Мугреевского торфопредприятия, и убедились – внутренний голос не врал! На территории базы торфопредприятия стояло несколько деревянных полувагонов для перевозки торфа, явно довоенной постройки, деревянный снегоочиститель с клёпаной рамой примерно такого же возраста. И все они были в существенно лучшем состоянии, чем любой из ранее виденных нами вагонов такого типа. Вот это да! Вот так «ничего не осталось»!

Найденная платформа.

Фото Вадима Миронова

Лето прошло, вместе с ним постепенно иссяк и поток посетителей музея. У нас наконец-то появилась возможность заняться пополнением коллекции музея новыми экспонатами. И конечно первую же серьёзную «вылазку» мы предприняли именно туда, на узкоколейку Мугреевского торфопредприятия.

Как и в прошлые годы, природа сделала всё, чтобы сорвать наши планы. Это стало уже почти традицией – на какое бы число мы ни назначили нашу первую осеннюю поездку за крупногабаритными экспонатами, накануне обязательно выпадет первый снег. Так случилось и в этот раз. Но мы то уже были морально готовы к такому повороту событий…

По плану колонна из двух КамАЗов с полуприцепами и машины сопровождения должна была отправиться в путь в 5 часов утра 27 октября. К сожалению, по организационным причинам отъезд пришлось отложить до 9 утра. Но и здесь не всё прошло гладко. Низкопольный трал, арендованный автобазой № 6 у соседей, оказался совершенно не готов к рейсу – не работали светотехника и тормоза. Ехать с таким прицепом было равносильно самоубийству. В результате, первый КамАЗ отправился в путь почти по графику, а второй – лишь через три часа.

Джипом мы попытались подвинуть снегоочиститель в удобное для погрузки место. Не получилось…

Фото Дмитрия Сутягина

Через семь часов мы были уже на месте. И хоть приехали мы лишь к окончанию рабочего дня, автокран и группа рабочих терпеливо ждала нас на месте. За полчаса оформив все необходимые документы, начали погрузку платформы и полувагона в кузов полуприцепа. Ещё три часа, и в кромешной тьме ценный груз окончательно подготовлен к отправке на новое место жительства.

Вскоре прибыл на место и второй КамАЗ, но поскольку работа крана в темноте является грубейшим нарушением Правил техники безопасности, погрузку снегоочистителя было решено отложить на утро. И как оказалось – правильно!

Переночевав в посёлке Мугреевском, мы с раннего утра начали подготовку к погрузке снегоочистителя. И вот тут нас ожидала следующая неожиданность. По имевшимся данным, полная масса снегоочистителя равна десяти тоннам. Поэтому ни у кого не возникало сомнения в том, что 12-тонного крана вполне хватит для его погрузки. Каково же было наше удивление, когда обнаружилось, что кран не в состоянии даже оторвать снегоочиститель от земли!

Идёт погрузка снегоочистителя.

Фото Дмитрия Сутягина

Только после того, как были отсоединены тележки (по тонне каждая) кран смог справиться со снегоочистителем, да и то лишь на минимальном вылете стрелы! А уж сам процесс погрузки снегоочистителя на платформу трала выглядел просто цирковым представлением тяжеловесов. Из-за торчащих в разные стороны опор крана, трал никак не удавалось поставить к нему так близко, как было нужно. А на большем расстоянии кран норовил опрокинуться при опускании стрелы с грузом. Проблему удалось решить совершенно нестандартным способом. С помощью трактора трал боком пододвинули к крану так, что опоры (аутригеры) оказались между колёс трала, а его платформа всего лишь в полуметре от крана. Только в таком положении за несколько часов удалось затащить снегоочиститель на трал.

Снегоочиститель готов к перевозке.

Фото Дмитрия Сутягина

Уже под вечер, тщательно закрепив снегоочиститель на платформе, двинулись в обратный путь. Первые 25 километров, проходящие по разбитому грейдеру, оказались самыми сложными. Трал с высоченным снегоочистителем так сильно раскачивался на неровностях дороги, что порой было страшно даже смотреть в зеркало заднего вида.

Но и после выезда на нормальную асфальтовую дорогу расслабляться не пришлось. Хоть мы и взяли самый низкий трал, какой удалось найти (высота платформы чуть больше метра), погруженный на него снегоочиститель вылез далеко за разрешённый габарит. Всю дорогу пришлось вглядываться в висящие над дорогой провода и трубопроводы, и гадать, «пройдёт – не пройдёт?».

Со своим снегоочистителем заносы не страшны, а вот провода…

Фото Вадима Миронова

Способствовали этому и шутники-дорожники, развешивающие знаки исходя из того, какие имеются в наличии, а не из реальной обстановки. В одном месте мы с огромным запасом проехали под козырьком, на котором висел знак ограничения по высоте 4 метра, а в другом чуть не снесли трубу отопления, на которой висел знак ограничения по высоте 5,5 метров.

Зимняя дорога.

Фото Вадима Миронова

Рано утром 29 октября колонна прибыла в Переславль-Залесский. И после нескольких часов отдыха, через весь город двинулась дальше, к музею, медленно продираясь сквозь паутину проводов, развешенную переславскими телефонистами на произвольной высоте. Из-за неспешного движения трала с негабаритным грузом, на центральной улице Переславля образовалась пробка, вполне сравнимая с московскими.

На переезде у станции Векса колонна остановилась и началась разгрузка привезённых экспонатов. К обеду все они уже стояли на рельсах. После небольшой ревизии экипажной части прибывшего подвижного состава, поезд медленно двинулся в сторону музея. В 19 часов 29 октября все новые экспонаты заняли свои места на территории музея.

В общей сложности операция по доставке в музей новых экспонатов заняла 58 часов, и отняла огромное количество сил. Но появление в коллекции музея сразу трёх ценных экспонатов с лихвой компенсировало все затраты.

Дмитрий Сутягин

    Новыми экспонатами музея стали:
  • Платформа Коломенского завода, 1928 года постройки
  • Полувагон для перевозки торфа треста «Союзторф», 1928–30 годов постройки
  • Плужный снегоочиститель Коломенского завода, 1928–29 годов постройки

    Благодарим за помощь в приобретении и доставке новых экспонатов:
  • Директора ОАО «Мугреевское торфопредприятие» Анатолия Афанасьевича Мартынюка
  • Главного инженера ОАО «Мугреевское торфопредприятие» Андрея Владимировича Андреева
  • Руководство автобазы № 6 города Переславля-Залесского: Виктора Васильевича Красавцева, Василия Васильевича Марчука, Надежду Витальевну Мокееву
  • Водителей: Павла Ионова и Шихмирзу Абдуразакова

 

Последние новости
Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также
Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus