Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

07.11.2002 «Ноябрьский пар»

Такого наплыва пассажиров Переславская узкоколейка не видела уже давно! 7 ноября 2002 года, через несколько часов после утренней кукушки, со станции Переславль отправился дополнительный поезд. И был этот поезд не совсем обычным: вместо привычного одного вагончика с тепловозом, состоял он из четырёх вагонов, но всё равно свободных мест в поезде едва хватило всем желающим.

Нетрудно догадаться, что произошло это не случайно. Но в чём же причина? А причина в том, что именно в этот день Переславский железнодорожный музей проводил большой паровозный тур для любителей железных дорог.

Поезд выехал из Переславля.

Фото Вадима Миронова

За час до отправления поезда на площади перед бывшей автостанцией начали собираться первые пассажиры. Почти все они приехали издалека. Кто-то на своих машинах, кто-то на рейсовых автобусах, а кто-то автостопом.

Валивший с ночи снег как по заказу прекратился, чтобы не мешать фотографам.

Закончилась посадка, и в 11 часов утра поезд из Переславля отправился в небольшое, но увлекательное путешествие по заповедным местам. Переваливаясь с боку на бок, и постукивая колёсами на стыках, поезд покатил по берегу Плещеева озера. Остался позади Горицкий монастырь. За окнами вагонов замелькали кусты, деревья. Лес обступил узкоколейку со всех сторон. Временами ветки деревьев с шумом хлестали по окнам и стальным бокам вагонов. Даже проходящая в нескольких десятках метров автодорога не портила ощущения путешествия по дикому краю.

Почти на каждой прогалине поезд поджидали фотографы и видеооператоры. Сразу по проходу поезда они вскакивали в свои машины и мчались искать следующее удобное место для съёмки.

А в это время на станции Вёкса, на боковом пути, поезда уже ждал паровоз, ради которого многие сюда и приехали. Не было отбоя от желающих его потрогать, сфотографировать. Ради этого многие гости, особенно счастливые обладатели автомобилей, пожертвовали поездкой на поезде от Переславля до Вёксы, и приехали прямо сюда. Благо, на станции специально по случаю паровозного тура была организована бесплатная охраняемая автостоянка.

Пройдя по станции без остановки, поезд переехал мост через речку и там остановился. Следом, пуская клубы пара, на заснеженный мост выехал паровоз. Пожилой машинист со своим помощником неспешно размотали заправочный рукав и, пробив свежий лёд, закинули его в реку. Началась заправка паровоза водой.

Забор воды из реки.

фото Константина Гришина

Высыпавшая из вагонов толпа пассажиров заполонила левый берег реки. Ничуть не меньше народа собралось и на правом берегу. Здесь были те, кто начал своё путешествие на Вёксе. И снова защёлкали затворы фотоаппаратов.

Пассажиры поезда наблюдают за процессом заправки водой.

Фото Вадима Миронова

Пополнив запасы воды, паровоз прицепился к составу, и гудком известил о начале посадки на поезд. Дальше поезд поведёт паровоз. Забрав всех пассажиров на левом берегу реки, поезд переехал через мост и остановился на правом берегу. Теперь уже на поезд сели все желающие. Можно отправляться навстречу самой интересной части тура – в паровозный музей!

Поезд снова проехал по станции Вёкса, свернул на примыкание, и покатил в сторону Талиц. Протяжным гудком на переезде паровоз напомнил беспечным автомобилистам о себе и том, что железную дорогу всё-таки надо уважать, даже если она узкоколейная.

И снова поезд продирается сквозь заросли, снова ветки хлещут по бокам вагонов. Но теперь уже слух ласкают паровозные гудки, а за окнами то и дело проплывают густые клубы пара и дыма. Паровозная романтика…

На небольшом удалении от поезда резервом идёт и тепловоз, тот самый, что привёл его из Переславля. Но это не потому, что сотрудники музея не уверены в своём паровозе – он ещё ни разу не подводил. Просто по прибытии в Талицы надо выполнить манёвры, которые из-за особенностей станции одним паровозом никак не сделаешь.

Поезд направляется в музей.

фото Вадима Миронова

Поезд приближается к музейному депо Талицы. Дружными криками: «Ура!» – его встречают красноармейцы – специально прибывшие из Москвы члены военно-исторического клуба РККА, одетые в настоящую форму тех времён.

Толпа пассажиров прибывшего поезда занимает почти всю территорию музея. Чтобы избежать толчеи внутри депо, сотрудники музея загодя выкатили всю технику на площадку перед депо: и посетителям удобнее рассматривать, да фотографировать, и хозяевам спокойнее.

Пока посетители проходят с экскурсией по всему музею, тепловоз успел переставить вагоны на другой путь. Теперь ничто не мешает фотографировать любой из паровозов. А для большей эффектности кадров машинист паровоза поддаёт топлива в топку. Чем гуще дым из трубы – тем чаще щёлкают затворы фотоаппаратов.

В поисках интересных ракурсов фотографы ходят по всей станции, садятся, чуть не ползают по снегу. Потом, слегка продрогшие после таких съёмок, собираются вокруг настоящей армейской полевой кухни и пьют горячий чай.

Очень скоро паровоз снова запыхтит, подъедет к стоящему на соседнем пути составу, подцепит вагоны, и коротким гудком известит всех о том, что пора собираться в обратный путь. Как ни жалко уезжать из музея, а уже пора поторапливаться – обратный поезд согласован с обычной рейсовой кукушкой. А это значит, что паровоз должен успеть привести поезд на станцию Купанское не позже 15:20. Потом состав возьмёт тепловоз, и поведёт его в Переславль, а паровоз не спеша пойдёт обратно в Талицы.

Вот и всё, праздник закончился… Уставшие, но довольные гости разъедутся по домам, а потом ещё долго будут помнить этот ноябрьский день…

Поезд отправляется в обратный путь.

Фото Вадима Миронова

Вместо послесловия

Те, кто не первый день с Переславским железнодорожным музеем, знают, что подобные туры проводились музеем и раньше, но были они совсем другими. Чаще всего они готовились по заказу организованных групп, и были практически недоступны для всех желающих. Лишь иногда устраивались «катания на паровозе для всех». Как правило, они проходили в самом музее. Поезд ходил на небольшое расстояние, а добраться до Талиц, не имея машины, было не так просто. В этот раз коллектив музея в виде эксперимента решил устроить «полномасштабный» тур для всех желающих по новым правилам.

«Безлошадные» гости музея садятся на поезд там, куда удобно добраться общественным транспортом. Счастливые владельцы авто, избавленные от риска оторвать глушитель на труднопроходимой грунтовке, добираются до пункта посадки по хорошей асфальтовой дороге, и оставляют своего четырёхколёсного друга на бесплатной охраняемой стоянке. А потом все вместе отправляются на поезде в музей, заплатив всего 60 рублей. Как нам кажется, эксперимент удался. Как и прежде, музей совместно в переславской узкоколейкой будет организовывать турпоездки по индивидуальным заказам, но и подобные «катания на паровозе для всех» постарается сделать регулярными. Следите за анонсами на сайте музея!

Дмитрий Сутягин

 

Последние новости
Опубликован рассказ Приключения вагонеток

Опубликован рассказ Следы невиданных зверей

Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также


Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus