Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

25.04.2002 Новый экспонат из Выксы

В экспедициях на Выксунскую узкоколейную систему музейщики основное внимание уделяли непосредственно самой железной дороге: магистрали, станциям и веткам. Сами же истоки, то есть Выксунский металлургический завод и лесозавод, никак не удавалось исследовать тщательно и подробно.

На службе с 1892 года.

Фото И. Некрасова

Наконец, целью последней экспедиции было запланировано посещение упомянутых предприятий.

Выксунский пейзаж.

Фото И. Некрасова

В Выксу решили ехать кратчайшим путём, то есть через Муром. Тем более что дорога от Владимира до Мурома очень живописна. Единственное «но» – паром через Оку от Мурома до Навашино. По отзывам некоторых автомобилистов, время ожидания переправы иногда доходило до семи часов! Однако мы решили рискнуть и не прогадали: на паром заехали, что называется, «с ходу». В Выксе мы были уже в полдень и направились прямиком на лесозавод. Не найдя там ничего интересного, перебрались на завод металлургический и начали «прочёсывать» территорию.

Ю. Елякин на Выксунском заводе.

Фото И. Некрасова

Поиски наши увенчались успехом: недалеко от депо была обнаружена небольшая, но очень интересная клёпаная цистерна, наполовину засыпанная песком. (Говорят, что когда-то в ней развозили по отдалённым посёлкам подсолнечное масло.) Внизу с трудом угадывались очертания не менее интересных тележек предположительно военно-полевых железных дорог. Рядом с депо стоял торфяной полувагон на тележках Выксунского завода. Цистерну и тележки сразу же решили «брать».

Удачная находка – малотоннажная четырёхосная цистерна.

Фото В. Миронова

Начальник депо посоветовал обратиться к заместителю генерального директора по транспорту. Что делать – надо так надо. И вот мы уже пробираемся на другой конец завода и ищем его приёмную.

Металлический торфовозный полувагон.

Фото В. Миронова

Алексей Иванович оказался человеком доброжелательным и деловым. Он вник в суть проблемы и предложил оформить письменный запрос на имя генерального директора завода. Мы моментально сочинили и напечатали письмо на бланке музея, тут же заверили его своей печатью (вот что значит подготовились!) и отдали на подпись. Оставалось лишь сидеть наготове дома и ждать решения начальства.

Уголок депо.

Фото В. Миронова

Обратная дорога оказалась длинней, чем ожидали. Подъехав к парому, мы увидели большущий хвост грузовиков и легковушек. Первые в очереди сказали, что стоят уже четыре часа. Решили не тратить время понапрасну и поехали через Павлово. Тамошняя очередь действительно была не в пример короче, и через полчаса мы очутились уже на другом берегу.

С ходу заезжаем на паром.

Фото И. Некрасова

К сожалению, ночная дорога до Владимира через Вязники–Гороховец (около 150 км) была гораздо хуже, чем мы ожидали. Вся в выбоинах, забитая медленно едущим транспортом, она окончательно вымотала участников экспедиции. Особенно тяжело пришлось водителю. Но именно благодаря ему мы доехали до Талиц в шестом часу утра без приключений.

Через пару недель в Москве раздался звонок: «Приезжайте, всё готово, можно забирать». Однако выехать удалось лишь неделей позже: из-за ледохода паромная переправа не работала.

Выехали мы 25 апреля, аккурат в день так называемого «закрытия» дорог. (В скобках замечу, что грузовиков от этого не убавилось, и в очереди на паром мы простояли около 15 часов!)

Участники экспедиции С. Дорожков и В. Миронов.

Фото И. Некрасова

В Выксе действительно всё было готово: цистерну аккуратно извлекли из песчаной кучи и поставили на рельсы, полувагон был снят с тележек. Одним словом, чувствовалась твёрдая рука большого предприятия.

Погрузка цистерны.

Фото И. Некрасова

Загрузились мы, что называется, «под завязку», но одну тележку всё-таки увезти не смогли. Её пришлось забирать позже.

Машину загрузили под завязку.

Фото И. Некрасова

На обратном пути переправы ждали «всего» около пяти с половиной часов. Ускорить процесс помогли военные, взявшие на себя перевозку легковушек и «ГАЗелей».

До Владимира доехали без приключений. Единственный милиционер, остановивший нас при съезде с парома для проверки груза, проникся уважением, прочтя наши бумаги, и тут же пожелал счастливого пути.

Сложнее оказалось дальше: «серпантин» до Юрьева-Польского совершенно измотал и водителя и автомобиль, по горкам ползли еле-еле, помогали какому-то безнадёжно заглохшему в ночи ГАЗону, да ещё застряли на лесной дороге к музею. На месте были только в 10 утра, затратив на дорогу около 20 часов. Проспали до позднего вечера, а разгрузились лишь на следующее утро своим краном. Цистерну сразу же поставили на рельсы.

Большое спасибо всем помогавшим нам: заместителю генерального директора по транспорту Алексею Ивановичу Чалышеву, начальнику депо Алексею Николаевичу Муште, начальнику вагонной службы Владиславу Альбертовичу Халитову, водителю Алексею Ивановичу Чаюну, Игорю Николаевичу Волошину.

Особую благодарность музей выражает Выксунскому металлургическому заводу и лично его директору В.П. Анисимову, безвозмездно передавшему нам уникальные экспонаты.

 

Последние новости
Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также

Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus