Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

10.2001 В музей привезён трактор «Универсал-2»

Во время проведения операции по вывозу паровоза ВП4 из мордовской Выши В. Миронов и А. Берзин получили информацию, что где-то в этих краях есть ещё и «исторический трактор на железных колёсах».

Осенью актив ПЖМЗ предпринял «рекогносцировочную экспедицию» в деревню Бабакино, увенчавшуюся успехом. Трактор был обнаружен: оказалось, что это «Универсал» У-2. Именно эти трактора поднимали наше народное хозяйство. Поэтому мы решили попытаться привезти его в музей – для воссоздания колорита эпохи. Нашёлся и его хозяин, с готовностью продавший ценный экспонат. А в полуразвалившемся сарае нашлись и железные колёса.

Трактор «Универсал-2».

Фото В. Миронова

Вывоз трактора был намечен на начало октября. Как только совпали наши выходные и отпуск, мы выдвинулись в рязанскую глухомань.

Перед поездкой накачиваем колёса.

Фото И. Некрасова

Следует отметить, что на этот раз поиск транспорта, выписка документов, погрузка и сама перевозка прошли почти без проблем. Видимо, сказался небольшой размер экспоната и возможность его буксировки.

Начало пути трактор проделал на буксире.

Фото В. Миронова

Обратная дорога была не самой короткой, но зато самой спокойной: ехали через Сасово, Туму, Владимир и Юрьев-Польский. В Сасово начался дождик, переросший затем в сильнейший ливень. Дождь различной интенсивности сопровождал нас всю дорогу. Временами казалось, что мы не едем, а плывём. Лишь маячивший впереди борт КамАЗа, гружённого трактором, служил ориентиром.

За высоченными бортами КамАЗа трактора почти и не видно.

Фото В. Миронова

Огорчил город Владимир, где начисто отсутствовали внятные указатели поворотов и развязок, а взамен попадались чёткие надписи типа «автобаза» или «авторынок». Проплутав около часа, мы, наконец, нашли затёртую стрелку и свернули на «серпантин» до Юрьева-Польского.

Трактор прибыл в Талицы.

Фото В. Миронова

В Талицах мы были в третьем часу ночи, проехав за десять часов более шестисот километров.

Теперь этот раритет пополнил музейную коллекцию.


Краткая историческая справка

В начале 1930-х годов для механизации трудоёмких работ по обработке пропашных культур был разработан трактор «Универсал». За основу конструкции был взят трактор «Фармол» американской компании «Интернешнл Харвестер». В конструкцию прототипа были внесены изменения: использованы комплектующие и материалы отечественного производства, применены новая методика расчёта и технология изготовления зубчатых зацеплений, для обработки низкостебельных пропашных культур разработан передний двухколёсный мост оригинальной конструкции. Трактор имел увеличенный просвет, узкие колёса и колею, соответствующую размерам большинства принятых для пропашных культур междурядий. Силовой агрегат – керосиновый карбюраторный двигатель. В качестве дополнительного оборудования на трактор мог быть установлен кривошипный подъёмник для навесных культиваторов и других орудий, а с 1950 года, впервые в СССР, тракторы по заказу комплектовались гидравлическими подъёмниками для навесных сельскохозяйственных орудий. По многим элементам конструкции трактор «Универсал» аналогичен трактору СХТЗ-15/30.

Впервые в мировой практике отечественными конструкторами были разработаны две модификации пропашного трактора «Универсал»: У-1 со сближенными передними колёсами – приспособлен для междурядной обработки высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы); У-2 с расставленными передними колёсами – приспособлен для междурядной обработки сахарной свёклы и других низкостебельных пропашных культур. В 1940-е годы дополнительно были разработаны ещё две модификации трактора «Универсал»: У-3 – для междурядной обработки богарного хлопка; У-4 – для установки на нём хлопкоуборочных машин. На этой модификации впервые в СССР стали устанавливать колёса с пневматическими шинами. Выпуском трактора «Универсал» в отечественном тракторостроении было начато новое направление – производство пропашных тракторов.

 

Последние новости
Опубликован рассказ Приключения вагонеток

Опубликован рассказ Следы невиданных зверей

Июнь - Октябрь 2016 Установка гидроколонки

15 января - 01 февраля 2016 Комплексная экспедиция "Тавда"

Август – ноябрь 2013 Восстановление дрезины ГМД4

Июнь - Октябрь 2011. Продолжается ремонт путей

Октябрь - Ноябрь 2010. Ремонт путей

Смотрите также

Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • История • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus