С Днём Победы тебя, Кукушка!
Наши дни, хоть и с некоторыми оговорками, можно назвать временем возвращения памяти. К 60-летию окончания Великой Отечественной войны снова получили право на подвиг штрафные батальоны и окруженцы, репатрианты и миллионы голодных зеков в тылу. Даже эта проштрафившаяся история становится частицей общей Победы. Но случилось так, что из героического эпоса «
летят самолёты и танки горят
» совершенно выпал народный образ узкоколейки, кукушки. А ведь там, где была «
землянка наша в три наката, сосна сгоревшая над ней», там воевали строители и эксплуатационники военно-полевых железных дорог, тех самых узкоколеек. И свой боевой счёт они вели не от количества выстрелов по врагу, а по тоннам боеприпасов и снаряжения, доставленных на передовую, и по числу раненных, возвращённых в тыл.
Паровоз П24-1 Коломенского завода.
Фото из коллекции С. Дорожкова
|  |
 |
Незаслуженно забытыми узкоколейки оказались потому, что использовались в тех местах, где иной транспорт был тогда просто невозможен, да и сейчас его нет. Линии были проложены и эксплуатировались воинами-железнодорожниками за пределами человеческих возможностей. Так было в лесах и болотах под Новгородом, Старой Руссой, Холмом, Ржевом, Вязьмой и в других местах. Только мы знаем, что подвиг одних это чаще всего преступная бездарность и безалаберность других. Вот и вошли в историю не победные реляции из этих мест, а трагические сводки о чудовищных потерях, которые надо было забыть, стереть из памяти, оставить нам только десять сталинских ударов. Редчайший и совсем недавний пример воткнутый в насыпь крест из рельсов и шпал и надпись: «Здесь летом 1942 года воины 30-й отдельной железнодорожной бригады построили узкоколейную военно-полевую железную дорогу 311, которая имела две очереди: 1. Пристань Свапуще деревня Марево дл. 50 км. 2. Разъезд 122 км. ст. Яминец, дл. 70 км. Каждая линия была построена за месяц под обстрелом через леса и болота вручную. Эта дорога способствовала обеспечению Первой ударной армии и разгрому фашистов под Демянском. Остановись. Поклонись подвигу солдата.»
|  |
Паровоз 51M узкоколейки ГрайфсвальдВолгаст в графстве Померания.
Фото из коллекции С. Дорожкова
|
Так же широко, и в тех же местах использовали узкоколейные дороги немцы. Они азартно механизировали воинские перевозки и, не опускаясь до ручного перекатывания вагонеток, использовали паровозную и мотовозную тягу своих и трофейных, то есть наших локомотивов. Только вот не покидает странное ощущение, что обстрелы, бомбежки и прочие героические трудности противник сполна не отведал.
Паровоз серии 86 Коломенского завода на службе у немцев.
Фото из коллекции С. Дорожкова
|  |
 |
Начиная с переломного этапа войны, узкоколейные локомотивы поступают в тыл на ремонт и модернизацию, после которых они пополняют железнодорожные парки в восстанавливаемом народном хозяйстве.
|  |
Паровоз завода ALCO в Апшеронске.
Фото из коллекции С. Дорожкова
|
Подводя итог этой небольшой памятной галерее, стоит напомнить, что в тылу всех воюющих стран напряжённо трудились тысячи километров узкоколейных железных дорог, в каждой стране во имя своего правого дела. Часть этой техники тоже оказалась после войны в Союзе в качестве компенсации военных потерь.
Паровоз 51M узкоколейки ГрайфсвальдВолгаст после войны оказался на подъездных путях торфопредприятия Назия под Ленинградом.
Фото из коллекции С. Дорожкова
|  |
 |
С Днём Победы тебя, Кукушка!
Артур Берзин
май 2005
|
 |
 |
Смотрите также
|
 |
|
 |
|
 |
 |
Нашли ошибку?
|
 |
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.
О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу kukushka_info@mail.ru
|
|