Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

Отдых в «экстрим-стиле»

Вы любите отдыхать? Жара, плеск воды. В Анталии, Египте? И чтоб с адреналином: яхтинг, дайвинг, рафтинг, джип, сафари? И кровные зелёные жалко? Альтернатива для тех, кто понимает: час от Москвы, все удовольствия «в одном флаконе», сто рублей туда-обратно. А если без шуток, то это – очередная экспедиционная вылазка Переславского музея.

Предыстория вопроса. Район подмосковного Тучкова привлекал наше внимание очень давно. Уже прошло более полутора десятков лет со времени первой экскурсии, когда мы пытались привязать тоненькую, с трудом читаемую ниточку узкоколейки со слепой фотокопии бывшей совсекретной карты к изувеченному карьерами правобережью Москвы-реки. Явные следы легко читались, но многое оставалось на уровне догадок и предположений и со временем отошло на второй план. Возвращение сюда было непредсказуемо-противо­естественным, сродни посещению Зазеркалья, которое приоткрылось для нас в пещере «Партизанка» и о чём читатели «Железнодорожного дела» были проинформированы в статье «Узкая колея. Поиски в параллельных мирах» (№ 5 (23) за 1998 год). Проходит ещё немногим более года и мы снова на тех же берегах. А случилось вот что: Илья Миронов, десяти лет, отдыхал с бабушкой на тамошней турбазе. А дома, на семейном совете, представ пред грозные отцовские очи Вадима Миронова, убеждённо заявил, что видел торчащую из воды вагонетку, ни на какие провокации не поддавался, ничего он – Илья – не перепутал и вообще, «…что за свою жизнь он мало что ли узкоколеек видел?!…» Вот уже и младшее поколение наступает на пятки и не даёт жить спокойно. Пришлось Миронову-старшему бросить всё и в первый же выходной ехать и на месте разбираться что к чему. А на месте – красота, да и только. Крутые зелёные берега, быстрая синяя вода, а в воде – вагонетка, а под ней – другая, а рядом – колёса, так может ещё и понырять?

А вот и торчащая из воды вагонетка…

«Первое знакомство»

Вот с этим «понырять» решено было долго не откладывать, благо с начала лета установилась замечательно жаркая погода. Компания подобралась на удивление весёлая и серьёзная одновременно – по инициативе С. Дорожкова в экспедиции приняли участие члены Клуба РККА наш первый опыт сотрудничества с этим объединением. Само место и объект наших изысканий изначально настраивали на несколько лёгкомысленный лад, не сговариваясь предварительно, все участники мероприятия были намерены не только с пользой, но и с удовольствием провести время. 13 июня 1999 года на двух машинах мы выехали к месту событий. Основную ударную силу этой группировки составлял автомобиль УАЗ-469, заполненный пятнистыми бойцами Клуба РККА, ютиться сильно никому не пришлось, так как в виду особо жаркой погоды вместо обычного тента УАЗик демонстрировал всем нахальное «декольте». Подбор снаряжения полностью соответствовал поставленным задачам и машина была до краёв загружена тапочками, панамками, матрасиками, лодками, лопатками, кувалдами, лебедками, ломами, стальными трубами и другими предметами первой пляжной необходимости. Единым было мнение и по вопросу использования подъёмно-транспортных механизмов – никаких кранов на берег не загонять, для обустройства зоны отдыха ограничиться архитектурой малых форм из привезённых с собой металло­конструкций.

«Джунгли» в подмосковном лесу

Для начала вдоль речной террасы сквозь сочные заросли борщевика была прорублена просека. Несмотря на готовность встретиться с ядовитым коварством и меры предосторожности, мерзкое растение щедро наградило нас здоровыми волдырями. Наверное, даже без заражения местности, поход по Подмосковью будущего без комбинезона химзащиты будет небезопасен. Далее настал черёд самих вагонеток. После неудачной попытки кавалерийским наскоком, одним рывком машины поднять самую верхнюю на берег, началось их планомерное изучение, раскачивание и подкапывание.

Попытка подъёма из воды

Тут выяснились некоторые детали. Сварные вагонетки тяжёлого рудничного типа, без коек, были не просто свалены в воду под берегом, а аккуратно почти что стопочкой сложены одна на другую, всего три штуки. И не просто сложены. Они были привязаны, но как! Под воду были забиты три шестигранных ломика, каждый метр с лишним, такими раскалывают горную породу, загоняя их в трещины. К ломикам была приварена (!) стальная проволока, увязывающая вагонетки. Несмотря на настоящую корабельную ржавчину, всё это держалось насмерть, устояло против течения и ледоходов. Остаётся предположить, что таким способом в 1941 году прятали карьерное оборудование.

Вагонетка на берегу

Дальнейший ход работ по вагонеткоподъёму был простым и размеренным. Врастяжку от ближайшего дерева до берега подвешивалась ручная цепная таль. Её паспортного усилия в 500 кг вполне хватало и на отрыв от грунта, и на подъём на береговой откос. В качестве направляющих использовались металлические трубы. Уже ближе к вечеру для собственного удовольствия и чтобы обозначить окончательный успех, с помощью треноги над водой для изучения была поднята колёсная пара. Вагонетки на берегу сцепили между собой и этот забавный состав УАЗом отбуксировали на ту самую турбазу, чтобы решить их дальнейшую судьбу.

«Автопоезд» из вагонеток

Ну как? Предложение отдохнуть принимаете? Тогда «на бис» топим вагонетки и Бюро Безграничной Безответственности «Туртучвагонеткоподьем» ждёт ваших заявок по адресу Переславского железнодорожного музея.

Артур Берзин
Фото автора
Статья опубликована в журнале «Железнодорожное дело», № 4 (40), 2000
Официальный сайт издательства www.semaphore.ru

 

Смотрите также


Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus