Официальный сайт Переславского железнодорожного музея   •   Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version

Узкая колея: Поиски в «Параллельных мирах»

Участники экспедиции

Во время вынужденного зимнего перерыва в поисковых работах невольно возвращаешься к тем планам, которые пришлось отложить в горячие летние месяцы. Казалось, что небольшой коллектив Переславского музея исследовал подавляющее большинство узкоколеек, существовавших в Подмосковье с конца XIX века по настоящее время. Однако, беспокоило полное отсутствие материалов о развитии горнозаводских путей региона – при том, что имелись отрывочные сведения о наличии железнодорожных фрагментов в подмосковных пещерах. Прошедшие в печати подряд одна за другой публикации о посещении пещер подтолкнули нас к поискам тех специалистов, кто мог бы квалифицированно объяснить, что творится там, у нас под ногами.

«Выдохнуть!.. Прогнуться!..»

Итог встречи с членом Русского общества спелеонавтики и спелеологии Михаилом Сохиным был просто ошеломляющим – оказывается, весь юг Подмосковья буквально изгрызен пещерами, являющимися, по сути, штольнями подземных каменоломен длиною в десятки километров, многие из которых на большом протяжении до недавнего времени хранили остатки рельсовых путей.

Вадим Миронов – спелеолог

Для первого знакомства была выбрана пещера «Партизанка» (у посёлка Картино – ред.), стоящая несколько особняком и географически, и исторически: разработки велись в ней ещё недавно, с 1930-х годов, и были прерваны войной. По меркам спелеологов она небольшая, суммарной длиной около 900 м, но знаменита шириной и высотой своих штолен – три, пять, местами семь метров; везде в ней сохранилась и деревянная крепь.

Перед входом в подземелье

22 февраля 1998 года наша небольшая совместная экспедиция выехала в верховья Москвы-реки. В составе группы четыре человека: два спелеолога в ранге профессиональных подземных спасателей МЧС – М. Сохин и Андрей, его товарищ, В. Миронов и автор этих строк. Дорогой чутьё подсказывало, что будет мокро: всё Подмосковье обмякло и потекло под яркими лучами первой оттепели.

Артур Берзин – коричнево-жёлтый, но довольный

Наш приезд вызвал сочувствие и интерес у местных дачников, в их компании приходим на берег реки, останавливаемся у невзрачной каменистой осыпи. Небольшая воронка из щебня, льда и мерзлой глины – это вход, который надо продолбить и расширить. Может быть и продолбим, но как туда лезть – пока не понятно. Около получаса, сменяя друг друга, работаем ломом, лопатами, лопатками. Наконец лом чуть не улетает куда-то, и Андрей начинает ногами вперёд проталкиваться в щель, в которую, кажется, и собака-то не пролезет. В три приёма – сначала по колено, потом, подкопав немного, – по пояс, и, наконец, целиком – он проскальзывает в темноту, откуда долетает его голос: «Фонарь!» Ещё некоторое время он возится внутри, расширяя проход, а потом зовёт кого-нибудь из нас. Ну вот, вроде – моя очередь. Сердце в волнении стукнуло несколько раз, но потом всё замерло в ледяных объятиях снега и камня. Ощущение, что застрял, переломившись в пояснице, наступает почти сразу, и сверху готовы подать руку, но спокойный голос внизу командует: «Выдохнуть!.. Прогнуться!..»,– и, поёрзав немного, скатываюсь по мокрой глиняной горке. Сначала мы все собираемся перед входом. Здесь камни нависают над головой, но ещё есть немного дневного света. Несколько столообразных камней образовали удобное подобие мебельного гарнитура, на котором можно разложить снаряжение.

Остатки железнодорожного хозяйства «Партизанки»

И всё это – на верхушке кургана из огромных камней, обвала на месте бывшего входа, терпко пахнет плесенью, внизу веером расходятся самые настоящие туннели. Слезаем с кургана и отправляемся на круговую обзорную экскурсию. Нам понадобилось более двух часов, чтобы посмотреть небольшую часть горных выработок. Штольни в основном прямые, почти сухие, впечатляют своими размерами: местами четыре человека шли в ряд, подсвечивая путь фонарями, расходясь и вновь собираясь в обширных подземных залах.

Схема каменоломни «Партизанка»

Предоставлена Михаилом Сохиным

Спускаясь в «Партизанку», мы не рассчитывали на какие-то спелеологические открытия: подземелья эти давно известны. Нашей целью было знакомство с тем, что осталось здесь от железнодорожного хозяйства. И надо сказать, что остатки эти очень впечатляли. В двух местах из-под завалов торчат рельсы – звенья рамчаток, несколько коротких кусков мы подобрали по дороге в разных местах подземелья. Ещё недавно здесь был поворотный круг, однако на прежнем месте его не оказалось, только случайно уже в самом конце работ нашли неподъёмную литую крестовину-основание. После осмотра фотографируем один из завалов с рамчаткой, на которой имелись замки, небольшую часть – лишь бы вытащить наружу – отрезаем в качестве образца.

Как это всё могло начинаться.

Рисунок С. Дорожкова и В. Осмоловского

Ну вот, пожалуй и всё, пора наверх. И тут началось самое интересное. За день косогор начал таять, и к нам через узкий лаз стекал жирно-грязный ручей. Разделившись – двое снаружи, двое изнутри – мы пихали и тянули кусок рамчатки, но даже ещё расчистив проход, разбив кувалдой и согнув винтом эту чертову железяку, мы вытащили её только тогда, когда, по мнению духов подземелий, уже достаточно извозились. Когда выкарабкались на волю, оказалось, что наши куртки и джинсы стали одного, ровного, коричнево-жёлтого цвета. Опытные товарищи говорили, что даже большие любители подземных путешествий не полезли бы в это чистилище. Возвращаясь, наша экзотическая процессия с рельсами, ломами и лопатами среди ослепительно-белых снегов производила такое неотразимое впечатление, что рыболовы на льду реки аж привставали.

«Дорога в ад»

Подведём итоги экспедиции. Ширина колеи путевого звена железнодорожных остатков в «Партизанке» составила 450 мм – ранее нам это нигде не встречалось. Взятые образцы рельсового материала оказались без клейм, но короткие куски рельсов по профилю совпадают с рельсами прокатки завода Артура Коппеля 1905 года, а рамчатый рельс в музейной коллекции уникален высотой профиля. Если когда-нибудь найдётся верхняя плита и будет сделан пошире выход из пещеры, попробуем вывезти в музей поворотный круг.

Профили рельсов

Но главный итог состоит в том, что нам открылся целый мир в ином, «параллельном» измерении, от которого можно ожидать самых удивительных находок.

Автор выражает глубокую признательность Михаилу Сохину за предоставленные материалы топосъёмки и общую организацию экспедиции.

Артур Берзин
Фото: Вадим Миронов
Статья опубликована в журнале «Железнодорожное дело», № 5 (23), 1998
Официальный сайт издательства www.semaphore.ru

 

Смотрите также


Нашли ошибку?
Если вы нашли на странице нашего сайта орфографическую ошибку или опечатку – выделите её мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Сообщение о ней будет отправлено администратору.

О найденных фактических ошибках сообщайте письмом по адресу info@kukushka.ru

 
Главная • О музее • Для посетителей • Для туроператоров • События • Рассказы • Сувениры • Ссылки • Контакты English version
Система Orphus